Файлы. Но вы-то не перестали помнить

Главная / Программы

Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель.

Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей.

2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет.

3) Мне в мире места нет другого.

Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником? Определите проблему высказывания.

Укажите, в каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв.

1) ёлка, празднуют, воробей, взял

2) опускается, пришёл, сбить, июнь

3) сгибает, появляюсь, демонстрация, явление

4) объявление, съехавший, бьющаяся, кино

В каком ряду во всех словах все согласные глухие?

1) узкая, полоска, липкая, ночь

2) бумага, хлеб, бедствие, злая

3) шалаш, объект, прочь, ёжик

4) шить, косить, съезд, шик

Определите морфемный состав слова недораспустившийся

а) приставка - приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс

б) приставка - корень - суффикс - суффикс -окончание - постфикс

в) приставка - приставка - корень - суффикс - окончание - постфикс

г) приставка - приставка - приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс

Замените заимствованные слова русскими синонимами.

1)Актуальный – …; 2)антракт – …; 3)ситуация – …; 4) лозунг – …;

5)миссия – …; 6)финал – …; 7)эпилог- …; 8)имитация - …;

Замените фразеологические обороты словами синонимами

1) Зарубить на носу,

2) Мозолить глаза,

3) Точить лясы,

4) Клевать носом.

От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением - «житель данной местности».

1) Баку - ...

2) Пермь -...

4) Минск -...

5) Франция -...

6) Холм -...

В каком ряду все глаголы относятся ко 2 спряжению?

1) ошибиться, разбить, молотить

2) дышать, прогнить, слышать

3) закричать, прошипеть, зазвенеть

4) слушать, бежать, обижать

12. Какой частью речи и каким членом предложения является слово сильнее в предложении. Это слово сильнее клятвы и обет:

1) прилагательное, сказуемое

3) прилагательное, определение

4) наречие, обстоятельство образа действия

13. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

Приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс.

1) написанный

2) безбрежный

3) поверхностью

4) проносились

5) разбежавшись

Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа - Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван - Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум - Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложение: Юноша видит белую сумку.

Расставьте ударения в следующих словах (выделите ударную букву жирным шрифтом)

1) апостроф,

2) асимметрия,

3) балуемся,

4) вероисповедание,

5) оптовый,

6) намерения,

7) тайная вечеря,

8) танцовщица,

9) феномен,

10) звонят

Красное солнце садилось. Снег становился алым, затем багровел - и надолго переходил в розовый, мягкий, с сумеречным наплывом. И прошло ощущение, которое подстерегает без причины и не угадаешь где.

1)звукопись 2) цветопись 3)эпитеты 4)метафоры

Установите тип вышеприведенного текста (16 вопрос)

1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) описание с элементами повествования

18. Выделите морфемы и назовите способ образования слов:

а) предгорье, б) втроём, в) перепись г)зелень д)суша


Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе.

В 1920-х - начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 вв. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.

"В январе 1931 года в нашем селе организуется колхоз. В его организации я принимал горячее участие.

В том же году в один июльский день случился у нас пожар.

С час резвилось красивое всепожирающее пламя, и полсела ушло дымом в знойное июльское небо.

У меня сгорел дом и все вообще имущество. Все, что до сего времени я написал, нарисовал, - все пропало в пламени, стало пеплом, - горько вздохнул Пластов.

С этого времени я перестал принимать участие в полевых работах. У меня остались один огород и корова.

Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных. Это было время, когда я медленно подходил к тому, как сделаться наконец художником".

Аркадию Александровичу Пластову в ту пору было около сорока лет. Иной, может быть, заколебался, свернул с намеченного в юности пути,создать эпопею из крестьянского житья-бытья", разменял бы свой талант на мелочи.

Но не таков был Пластов.

И с новой силой он собирает этюды, материалы к будущим картинам. Все впрок... для будущих полотен.

Художник выступает с первыми своими картинами "Колхозный праздник" , "Стадо" и "Купание коней". В этих полотнах он заявил о себе как выдающийся колорист.



Колхозный праздник (Праздник урожая)


И опять перед Аркадием Александровичем Пластовым встает дилемма: либо продолжать скрупулезную, внешне малоприметную, но многотрудную работу по собиранию этюдов, эскизов к задуманной эпопее, приносящую пока не столько лавры, сколь хлопоты, либо соскользнуть на путь писания модных в то время помпезных композиций.

Пластов избирает первый путь. Он остается верен себе.

Дни, месяцы, годы проходят в труде, исканиях.

Его главная тема - Человек и Родина - не находит еще своего полного пластического выражения.

Грянул гром Великой Отечественной.

И гражданская лира Пластова зазвучала в полную силу.



"Фашист пролетел"... 1942 год.


Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.

Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы Что это?

Припал щекой к сухой колкой траве пастушок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле. Не встать ему

Далеко, далеко в ясном небе над изумрудными зеленями фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь.

Воет пес, задрав мохнатую морду к небу. Жалобно мычат коровы, блеют овцы.

Вдали затихает ноющий зловещий звук. Шелестят березы.

«Отец горько переживал войну, - рассказывал мне Николай Аркадьевич, сын художника. - В его душе кипел справедливый святой гнев.

И эти его чувства вылились в картине „Фашист пролетел".

Однажды отец писал осенний этюд. И этот мотив настолько растрогал его, что я увидел слезы на его глазах.

Когда вернулись с этюда домой, отец вмиг набросал эскиз будущей картины.

Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть в траву, как хотелось отцу.
Наконец один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве.

Стой, стой! - вскричал отец.

Через семь дней картина была написана.

В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший отца осенний этюд.

Семь дней. Вот срок создания шедевра.

Сколько раз история искусств дает нам уроки победы воли духа, любви к Родине, которые ведут художника к сверкающим вершинам искусства...


Много, много неповторимого рассказал молодой Пластов, сам интересный художник.

Отец и сын.

Бесценны письма Аркадия Александровича к Николаю.

Вот всего два из этого наследия:

"С большим вниманием и удовольствием прочитал твои письма. Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически. Это очень верно, это так и нужно - вот этот здравый взгляд на вещи, на себя, на свои поступки, на движенье своих мыслей. своего сердца.

Через это достигается то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без которого немыслимо никакое движение вперед. Всегда держись этой троицы: веры, что делаешь то, что нужно, надежды, что у тебя хватит силы на это, и любви к этому делу.

Конечно, насильно не следует приневоливать себя ни к чему, но дисциплина духа должна быть всегда на высоте. Ведь бывают моменты, особенно у таких молодых, как ты, когда беспечная мысль, что все успеется, завладевает человеком так сильно, что начинается беспорядочный разброс сил и туда и сюда, и вообще впустую.

Вот тут-то и должна быть стержнем поведения мысль, что работать надо систематически, никогда не отступая от планомерного упражнения в любимом деле.

Ведь никогда не придет в голову в какой-то момент взять да и бросить дышать, например. Впереди времени, мол, много, еще надышусь.
Так и эта работа.

Она должна быть ритмична и неустанна, как биение нашего сердца. Иногда послабже, иногда поинтенсивнее, но безостановочна, неусыпна - и тогда какая будет радость пожинать плоды умных и прекрасных трудов своих".



Жатва. 1945 г.Государственная Третьяковская галерея


Думается, что эти мудрые слова обращены не только к одному Николаю. В них великое правило, если говорить прозой, мера, норма бытия для каждого истинного художника

Труд, труд и еще раз труд!

Не менее весомо второе письмо, датированное маем 1947 года: "Ты вот пишешь несколько раздраженно о тех, кто не понимает лирики Чехова или Левитана и т.п.

Плюнь на это.

Наши ворота, корова, собака и т.д. ведь тоже ничего в этом не смыслят, и стоит ли на них за это рычать.

Не стоит игра свеч, тем более что вряд ли все перечисленные тобой субъекты персонально в этом виноваты, ты думаешь, что, пофыркивая на них, ты им или себе что-нибудь докажешь.

Так сложилась у них судьба.

Алмаз, блистая бриллиантом в перстне, вряд ли имеет право поплевывать на алмаз, находящийся где-нибудь в глубине земли. Чем тот виноват, что его не вытащили на свет божий, не гранили, не вставили в кольцо?

Обстановка, жизненные условия - страшная вещь, сынок, и поэтому надо в жизни больше думать о том, как бы оправдать затраченные на нас силу и средства, любовь и внимание, непрестанно ускоряя свой шаг навстречу открывшейся твоему взору правде.

Людей этих, обездоленных и окорначенных жизнью, надо жалеть и помогать по силе возможности чего-нибудь понять из того, что еле-еле им брезжит.

Конечно, все это правда, что воображение и разумение их кургузора и часто смешно и нелепо, но, милый мой сынка, когда ты будешь много старше и опытнее в жизни, ты с горечью увидишь, что даже с большими данными познать истину и видеть красоту нелегко, не так-то много мы можем сделать для славы нашего искусства и знания.

Конечно, это очень хорошо, что тебе более понятна мати-пустыня, с которой ты ведешь наедине задушевные беседы. В этом счастье на всю жизнь.

Но в то же время не замыкайся с молодых лет в позе а ля Печорин или Базаров.

Нет ничего легче очерстветь сердцем, залезть в жесткую броню аристократического отщепенства и навеки потерять через это ту тончайшую отзывчивость сердца к малым людям, которая, как воздух, необходима истинному художнику и без которой человек просто невыносим".

„Познать истину и видеть красоту нелегко", - пишет Пластов сыну. И вот к тем людям, которые хотят понять лирику Чехова или Левитана, обращены глубоко философские полотна-метафоры художника, дающие обильную пищу уму и сердцу зрителя.


"Родник"...


Шумит ветер в густом ивняке. Гонит в высоком небе рваные облака. Рвет косынку, распушил тяжелые косы, шуршит в складках светлого ситцевого платья девушки, пришедшей по воду. Гонит рябь по темной воде.

Серебряной звонкой струйкой бежит студеная влага в подставленное ведро. Солнечные зайчики, продравшись сквозь заросли ивняка, сверкнули в устье желоба, рассыпались битыми алмазами в ведре и озарили стройную фигуру девушки.

Свежесть.Чистота.

Победоносная босоногая юность властно чарует нас в этом холсте. Мы невольно вспоминаем далекие страницы своей собственной жизни, и что-то светлое, радостное вопреки нашей воле посещает нашу душу.

Такова магия пластовской живописи.



"Юность" ...


С размаху, словно подкошенный, упал в густую траву парень. Устал. Только минуту назад, как безумный, он мчался наперегонки с веселым псом.

Жарко. Юноша сдернул рубаху, раскинулся, подмяв луговые цветы. Прикрыв рукой глаза, он глядит, как высоко в небе вьется вольная птица.

Зеленой стеной стоят рядом молодые хлеба. Летний легкий ветерок шевелит колосья, клонит их долу. Поет жаворонок.

Лето. Счастливая пора. Беззаботная юность. Пора созревания, надежд и мечты. В этом холсте с какой-то тоскливой пронзительностью чувствуешь невозвратность, бесценную мимолетность этой поры.



"Сенокос"...


Как в утренней капле росы, отражается весь радужный мир пронизанный пением рожка, птичьим гомоном, мычанием коров, криком петуха, стрекотом далеко идущего трактора и голосом ветра, разгоняющего румяные облака на алеющем небосводе, так и в этой картине собрана вся радость нашей земли. Июнь.

Сенокос. Мы словно слышим, как звучит каждый цветок из этого тысячецветного букета и как звенят нежными аккордами сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, желтые, шафранные, пунцово-багряные, пурпурные и золотые колеры.

Мощно звучат трубы вознесенных ввысь белоствольных берез, и, как аккомпанемент этой полифонии июня, рассыпаются серебряной трелью колеблемые летним ветерком миллионы листьев.

И как порою в симфонии после напряженного крещендо, когда каждый инструмент оркестра, вложив всю силу, сочность и своеобычие своего голоса в общий поток звуков, отдыхает в мерном, ласковом адажио, так и в полотне "Сенокос" мудрый художник, рассыпав перед зрителем драгоценную мозаику цветоносного июньского травостоя, дает отдохнуть глазу, раскинунв перед ним волшебный ковер озаренной солнцем поляны...

И опять, как в музыке симфонии, подчиненной незримому закону контрапункта, где одни ритмы сменяют другие, так и в холсте мы видим соразмерное чередование темных перелесков, изумрудных лугов, синеющей вдали дубравы.

И наконец как финал в этом ликующем гимне радости, как заключительный аккорд, как самая торжественная нота в этом созвучии - над всем этим великолепием раскинулось высокое небо.

Наступила на миг тишина, и мы услышали кукушку и гудение мохнатого шмеля, трудолюбивую песню пчелы и мерное стальное звучание косы.

"Сенокос" - симфоническая поэма, гимн родной земле, победоносному народу, выстоявшему и победившему в жестокой, кровавой войне.

Волшебство этой картины Пластова - в высокой метафоричности языка живописца. Ведь насколько монументален, возвышен должен быть пластический словарь произведения, чтобы взяв, казалось, самый древний сюжет из сельской жизни -сенокос, дать почувствовать зрителю грандиозность этой мирной панорамы, величие этой звучащей тишины. Ведь за всей этой бурлящей радостью жизни зритель тех дней невольно представлял себе всю бездну страдания и смертей, которую принял народ в недавние страшные годы.

Напомним дату создания полотна - 1945 год.

Точнее, лето 1945 года, и тогда еще яснее и точнее перед нами встанут весь масштаб гражданственности этого пластовского шедевра, вся звонкая правда этого удивительного полотна.

Философия холста становится для нас еще более разящей и убедительной, когда мы узнаем, что люди, изображенные на картине "Сенокос", не просто натурщики, изображающие косцов, а близкие, родные, товарищи Пластова, его односельчане.

Этот холст - соединение самого широкого обобщения и монументальности, подлинности изображения.

Ведь юноша на переднем плане - сын художника Николай, женщина в белом платке похожа на супругу Наталью Алексеевну, а два пожилых косаря - земляки Аркадия Александровича - Федор Сергеевич Тоньшин и Петр Григорьевич Черняев.

В этой доскональности, подлинности весь пафос самой творческой судьбы Пластова.

Ведь с самых первых шагов живописец ни разу не изменил своего, однажды заведенного святого порядка: каждый год писать с натуры жизнь родной Прислонихи, ее людей, их радости и заботы.

И если хоть на миг представить себе собранными в одном месте, пусть это будет музей или выставка, весь тысячелистный альбом рисунков, всю необъятную массу холстов, то перед нами предстанет неоценимая панорама жизни одного села, возведенная до звучания летописи, страны.


"Весна "...


Сыплет редкий мягкий снежок. Мартовский, последний. Сквозь прозрачную вуаль серого дня перед нашим взором предбанник курной деревенской бани.

Молодая женщина любовно одевает дочку, курносую, обаятельную малышку, трогательно прикусившую нижнюю губку.

Рыжая челка торчит из-под теплого платка.

Мать торопится. Шуршит под ногами золотая солома. Звонко падает тяжелая капель.

В этом холсте, как никогда, перед нами предстает во всем блеске мастерство Пластова.



Недаром зрители Третьяковки называют эту картину "Северной Венерой", с таким виртуозным мастерством написано это полотно. В свое время этот холст прозвучал как вызов отвыкшей от картин с обнаженной натурой публике...

И опытные перестраховщики назвали его компромиссно "Весна. Старая деревня".

Николай Аркадьевич рассказывал, как негодовал отец и как однажды, придя в Третьяковскую галерею, он в сердцах оторвал с этикетки слова "Старая деревня" и оставил слово "Весна".

Может быть, сегодня все это кажется почти юмористическим рассказом, но тогда Пластову было не до шуток. Вот письмо искусствоведу С, в котором автор пытается объяснить некоторые задачи искусства, не всем понятные:

«Что Вам сказать насчет того, почему я дал назвиние "Весна" одной моей работе? Если брать вопросы зрителей так ну их с их вопросами, Мне на эти вопросы трудно ответить...

Вот как Вы им отвечали, мне было бы интересно узнать. Но если Вы сами хотите задать мне такой вопрос, то это уже много хуже и печальнее, ибо сие значит, что даже наиболее чуткие сердца замкнулись для самых обыкновенных голосов искусства и надо забывать евангельский наказ: "Толцыте и отверзется вам". Если искусство во многом, так сказать, иносказанье, немая и самая красноречивая речь, то, видимо, надо этому самому зрителю какие-то особенные уши, чтобы услышать сокровенный, страстный шепот души художника, чтобы вдруг ощутить тепло его уст, очнуться и как бы воскреснуть в ином чудесном мире, из которого, заглянув в него хоть раз, уже никогда не захочется вернуться в то состояние, которое диктует такие названия, как "Рубка леса" (вместо "Смерти дерева") или "Мальчик на каникулах", какое мне советовали дать моей картине "Юность", и т.д. Вы пишете: "Вы придумываете названия, на мой взгляд, очень многозначительные, которые соответствуют Вашему мироощущению. Уточните это. Подобная цитата не только поможет зрителю и каждому из нас..."

Дорогая моя! Я никогда не придумывал названий... Название и идея картины, замысел, его облик рождаются одновременно, неотделимо друг от друга. Но только на холсте я пишу цветом и т.п., а на бумажке, что под картиной, пишу ну как бы подстрочный перевод что ли того, что зрителю предстает в том или ином обличении перед глазами.

Каждый волен подыскать любое слово из убогого нашем словарного фонда (по сравнению с живописью), какое ему кажется более по его разумению, но, давая свой подстрочник я втайне рассчитывал, что он попадет, попадет а руки поэта или просто умного человека и этого ключа хватит ему открыть мой ларец с немудреными сокровищами. Увы, это редко, редко доводится встретить, а пытаться объяснить слепому, какого цвета молоко, для меня просто не по мозгам».

Да, трудновато порою бывает художникам, которые пользуются не только азбукой, а перелистывают томики стихов Пушкина, рассказов Чехова.

Впрочем, далеко не все осуждали в те времена "Весну", были и мнения другие...


Летом. 1953-1954 гг. Масло, Холст. Государственный Русский музей


Пластов... Никогда не забыть его открытого лица. Глаз, пронзительно острых, порою лукавых, порою гневных.

Не изгладится из памяти улыбка мастера, светлая, почти детская, глубокий шрам у виска - заметка вражьей ненависти - и седая прядь на высоком, изборожденном заботами челе.

Мастер был прост и внешне доступен.

Но мало кто знал вход в светелку его души, открытой солнцу и детям, землякам и родной стороне.

Он был по-мужицки основателен и трудолюбив, поэтому ненавидел щелкоперов и верхоглядов.

Он презирал ложь.

И поэтому, как ни у кого в нашей живописи, с его холста глядит на современника правда. Яркая, горькая, сочная и терпкая, какая она есть.



Его полотна - это мир, обильно населенный людьми, любимыми его современниками, малышами и древними дедами, красивыми молодухами и крепкими парнями. В его холстах щедро светит солнце, льют дожди, зреют хлеба, идет снег, словом, это сама наша жизнь, наш народ, Родина...

Враг безделья, он воспел в своих картинах труд крестьянина. Труд тяжелый, от зари до зари, труд, радостный плодами своими. Пахота, жатва, молотьба, уборка картофеля, цветущие лута и тучные нивы, плодоносные сады - словом, целую энциклопедию сельских будней развернул перед нами мастер.



Пастух Виталий


Не улыбающиеся светлоглазые статисты населяют его полотна, а загорелые, жилистые, порою неприглядные в своей будничности, но тем более великие встают во весь рост в десятках его картин люди села - герои нашего времени!

Мало у кого в истории живописи найдешь такое слияние природы и человека. Молодая мать с малышом, истомленная зноем в саду, отягощенном плодами, юноша прилег на межу рядом с зеленеющим хлебом, старик сквозь слезы глядит на срубленную березу, детишки выбежали на крыльцо, любуются первым снегом - все это холсты-символы, мудрые, глубокие той бездной ощущений и ассоциаций, которые приходят не в кабинете и не в уединении студии, а даются опытом целой жизни, жизни в самой гуще народной.

Все тягости и радости испытал Аркадий Александрович Пластов. Он познал всю меру признания.

Как человек душевно богатый и щедрый он забыл досаду давних лет и в полотнах своих отразил радость бытия, радость безмерную.



Суббота


Пластов - чародей.

Ведь одно касание его кисти заставляло вмиг раскрыться душистым венчиком цветы, зазвенеть прохладные струи родника, зашелестеть березовые ветки.

В его полотнах дышат травы, порхают бабочки, поют птицы стрекочут кузнечики, живут, любят и мечтают люди, шумит спелая рожь.

Мастер горячо любил свою Родину, и когда доводилось ему покидать ее пределs? он всегда брал с собой за рубеж пучок чабреца и душистой богородской травы. Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей.



Лето


Художник говорил:

"Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее... думаешь, что надо об этом поведать людям...

Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать...

Фу, черт, скажешь себе, сколько жизни!

Она не даст упасть духом, сникнуть в ипохондрии или погрузиться в схоластические споры о живописной манере и форме.

Тут надо не спорить, надо писать - и так, чтобы было похоже!
Похоже на жизнь.

Здесь на каждом шагу прямо на поверхности рассыпаны живые, трогательные, оптимистические мотивы.

Словно специально для художника, художнику на радость!

Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей".


Девочка с красным мячом


«Аркадий Александрович Пластов открывал наш втором съезд. А сегодня его нет среди нас, - сказал Гелий Коржев с трибуны Третьего съезда художников Российской Федерации. Подъезжая к Прислонихе в скорбные дни смерти Пластова, я вдруг понял, что все, что меня окружает - и поля, и светлый березовый лес, и встречавшиеся на пути русские люди, - не просто природа и не только люди, но ожившее перед моими глазами содержание живописи только что ушедшего от нас великого художника".

В одном из своих писем мастер говорит: "Ни одну картину я не написал, не проверив тысячекратно то, что собираюсь написать, что это правда и только правда и иного быть не может".

Естественно, что серьезная и глубокая убежденность в правильности выбранного пути в искусстве не могла не потребовать от художника и определенного строя всей жизни. Его сенокосы и жатвы, его гумна с хлебом, его стада, пастухи, бесчисленные портреты крестьян воспевают труд, который наполнял всю его жизнь, который он знал не со стороны, не отделяя себя в своем непритязательном быту от того крестьянского мира, который так убедительно и мощно воссоздан на его полотнах.

Убежденно и последовательно многие десятилетия живет он не бок о бок, не рядом, а внутри этого мира, следуя влечению своего сердца и пониманию роли художника, жертвуя всеми соблазнами столичной благоустроенности ради той правды жизни, которая была основой, смыслом и целью его творчества. Отсюда убежденность и страстная поэтическая достоверность всего, что вышло из-под его кисти, отсюда десятки эскизов и сотни этюдов к каждой его вещи, сотни ступеней, ведущих его от правды факта, правды случайного, к высокой правде поэтического обобщения, к правде - гимну жизни.

Вслед за Гойей он мог надписывать на своих полотнах: "Я это видел"».

Аплодисменты покрыли эти слова Коржева...



Полдень. 1961 г. Государственный Русский музей


...Пластов велик! Вся его жизнь - подвиг. Ему удалось исполнить сполна свой завет - "создать эпопею крестьянского житья-бытья".

"Мы раскуем в себе все то добро, что часто только дремлет на дне наших сердец, пустим в бой всю смелость, на какую способны наши души, всю дерзость наших мыслей, всю страсть желаний видеть, знать и любить все больше, все пламеннее нашу действительность и нашего современника... - писал художник. - ...Помимо обязательного для художника-реалиста знания жизни - головой и сердцем, - ее полноты, разнообразия, сложности и поэтичности этюды, то есть непрестанное упражнение руки и глаза на натуре, дают в конце концов необходимое чувство меры и легкость исполнения, верность и силу yдара кисти, что приводит к тому чудесному их контакту, когда ты можешь сказать: что вижу, то умею".

Читая эти мудрые строки, хочется воскликнуть:

"Да, поистине Пластов видел и умел!"


Портрет Мани-трактористки


Никогда не забуду посмертной выставки произведений Apкадия Александровича Пластова, развернутой в Центральном выставочном зале в Москве.

Огромный Манеж был сплошь завешан сотнями изумительных полотен. Они были бесконечно разные. Огромные картины, в которых ликовала жизнь, буйствовал цвет, кипел великолепный темперамент мастера, и пейзажные маленькие "тихие" этюды, интимные портреты земляков, курносых, веснушчатых малышей в смятых картузах, милых синеглазых девушек и корявых древних старцев, - все это вместе звучало как симфония, эпопея жизни Прислонихи. Ведь все холсты суть отражение жизни родного села.

Это был поистине неповторимый творческий подвиг всей жизни художника, отразившего в образе своей деревни нелегкое бытие той поры. И этот уникальный труд зримо подтверждает всемогущество и великую надобность истинной станковой живописи, способной так правдиво и убедительно отразить время, людей.



Трактористки


А ведь ни для кого не секрет, что много лет. особенно с начала двадцатых годов, в нашей стране шла атака на станковую живопись. Она будто бы отжила свой век и не способна динамично и современно, подобно кино или фотоискусству, показывать время, в котором мы живем. "Станковая живопись - дополнительный способ пластического мышления" - говорят эти "знатоки".

Никто не спорит, что кино великолепно. Но даже километры цветной пленки не способны создать ничего равного по художественности и первичности тому грандиозному творению, каким явила себя пластовская "Приспониха".


Последнее интервью сына Аркадия Пластова (№5)

Николая Аркадьевича Пластова, заслуженного художника РСФСР, сына Мастера, журналисты, особенно в последние годы его жизни, вниманием не баловали. Ну, поменял старик Москву на Прислониху - его дело. И вообще - о чем спрашивать сына, если об отце и так все известно...

Мы разговаривали с Николаем Аркадьевичем в мастерской его отца, народного художника - перекошенной деревянной избушке 40-летнего «возраста», до краев наполненной работами Аркадия Александровича, не вошедшими в музейные экспозиции. Сын Пластова в паузах между разговором продолжал дело, за которым я его и застала: вырезал деревянный орнамент иконостаса для той самой церкви, которая по проекту его деда была возведена в Прислонихе в 1878 году. На дворе стоял не по-весеннему холодный, со снегом, апрель. Николай Аркадьевич был в валенках и теплой куртке. Не сняла куртку и я - в мастерской стоял почти уличный холод.

Волею судеб это интервью десятилетней теперь уже давности оказалось для Николая Аркадьевича последним - в 2000 году сына Пластова не стало. Наша беседа никогда не публиковалась - редакторы газет и власть всегда хотели видеть в Пластовых хрестоматийно идиллический род художников. Сын Аркадия Пластова в своем интервью поднимает вопросы, которые старательно не «замечали»...

- Николай Аркадьевич, как живется вам в родовом гнезде?

Года два уже очень неважно себя чувствую, но отцовское гнездо требует столько сил, что не до столицы, где я вообще-то обитаю. Я тоже в Прислонихе родился, ходил здесь в начальную школу. Средняя - это уже было в Языково, а 17-ти лет поступил в художественный институт им. Сурикова. В Прислонихе мне всегда хорошо - живешь-то ведь внутри себя, а Прислониха этому всячески помогает. Да вы поглядите - весна приходит, все меняется: я это здесь, на родине, вижу сознательно 65 лет, и отец так же видел. И я, как и отец, удивляюсь той помощи, которую изменения времени года оказывают на душевное самостояние человека.

- Ваши односельчане так же трепетно и философски относятся к приходу весны?

Когда умерли практически все герои Пластова, Прислониха изменилась. Не внешне даже, а внутренне. И к этому прилагали все усилия, думая, что гонят «коней» в сторону прогресса, и чем больше будет у нас страсти к потреблению, тем лучше человеческий материал получится. Произошло все не так. В нашей стране создался страшный дисбаланс между теми, кто производит хлеб, и теми, кто потребляет. Я, конечно, тоже потребитель - жующая особь какая-то... А вот кто на земле - их осталось совсем немного, они потеряли психологию крестьянства. Это не люди земли, это наемники, которые выполняют работы. Все восхищаются: ах, пластовские крестьяне, ах, настоящая Россия! Конечно, отец выбирал лица для портретов, да вот все они, как назло, были единоличниками. Так получалось. Село все переписано отцом в трех поколениях, да только нет больше таких лиц. Да не только лиц - сел тех, лесов тех, которые писал отец, нет. Прислониха тоже была подготовлена к сносу. Совершенно случайно мой друг показал мне проект уничтожения села - здесь должен был быть построен животноводческий комплекс.

- Вы серьезно?! А как же «ах, настоящая Россия»?

Вот так... У меня до сих пор сохранился черновик моего письма в обком - только тогда это прекратили. За другие села заступиться было некому. Я помню, мы с отцом ходили по округе - через каждые 5-7 километров - село. Орлы, Шиловка, Калмыковка, Медянское, Малиновский, десятки других - все умерли. Власть ведь пытается выжить любым способом, и что ей попадает под ноги, она никогда не жалеет. Беда российского руководства много десятилетий в том, что они лишены чувства культуры. У них этого нет. То ли оттого, что они поднимаются из определенных кругов, где это просто не бытует. То ли пока поднимаются по этим ступеням, перешагивая через близких своих жестоким образом, убивают в себе эти чувства. Что бы ни предпринимала власть в отношении культуры, все происходит, на удивление, невпопад. Даже добрые намерения. Культура для них - оседланная корова. А это очень несчастное и смешное зрелище, когда корова, на которую надели седло, воображает себя рысаком. Власть немилостива и не может быть милостива. Мы удивительный народ - единственный в мире, уничтоживший сам себя, запретивший себе вспоминать о былом.

- Но вы-то не перестали помнить!

Мне сам Бог велел - традиции в семье такие. А был бы я не из Пластовых, точно так же преспокойно смотрел бы на эту разруху. Вот, смотрите, от деда остались только три его работы. Вот эту икону, Михаила Архангела, дедушкиного письма, отец выкупил у местного кладовщика.

- Как же она у него оказалась?

Когда церковь громили - году в 35-36, я стоял с бабкой своей, держался за сарафан ее, - выкидывали к церковным воротам, как здесь выражаются, все святье. Иконы, книги, утварь - все это блистало, сверкало... Я же не видел этого раньше: церковь сначала закрытой стояла, а потом ее решили разгромить. Было выброшено прислонихинскими крестьянами Евангелие выносное - замечательное, 18 века, в малиновом бархате. Подошел шофер, бархат этот оторвал и ну чистить сапоги. Я все очень хорошо помню - как страницы церковных книг шелестели под ветром, летали по Прислонихе, как книги 16 века рвали, чтобы трактора протирать. Дед церковь расписывал пополам с художником Грошевым. Так холсты с этой живописью - евангельские сцены, орнаменты срывали со стен, скатывали в рулоны и тащили в бани.

- Зачем?!

А чтобы, когда сойдут краски, наделать из этих холстов безызносные портянки. Ну, бабка мне и говорит: "пойдем, пойдем отсюда - с маленьким стыдно глядеть на это".

Такое не может повториться?
- Если найдем, кого громить, почему бы и нет. По-моему, мы так устроены. Недавно листал книжку «Заповедные леса России» - пластовским местам посвящена целая страница: якобы как некой охраняемой государством ценности. А кому охранять, если ульяновским властям дела нет до тех уголков, где писал отец свои картины? Сколько я ни говори, никому не надо.

- То есть прошел очередной юбилей, и слава Богу...

Я так и живу - от одной даты похорон отца до следующей: почему-то власть страшно любит отмечать день смерти Пластова. Придут, поговорят и разъедутся... А последние много лет вообще никого нет. Но тут уж ничего не поделаешь - так власть относится к певцу России, к культуре вообще. Отец при жизни выставок не делал, а я осмелился устроить посмертные выставки его работ в Манеже, в Санкт-Петербурге - блистательные, надо сказать. И что? Никакого интереса у начальства, хотя, казалось бы, сам Бог велел посмотреть, какое «перо» у «птицы» наших, российских мест. А я никогда ничего не просил. Просишь - вступаешь в зависимость, будешь в роли этакого просителя. Да ладно бы только я, а то ведь и отца за собой приведешь. За что этакое ему - по прихожим мотаться? Он свое дело сделал. Если кто не видит... За отца я даже в прихожей президента не буду стоять. Отцовские работы всех президентов переживут. Кажется, Курбэ... который отказался от Ордена «Почетного легиона»... сказал: «Государство некомпетентно в вопросах искусства». И он прав. Вот что бы я хотел сказать власти, так свое горькое слово. Потому что это не ко мне, Пластову, относится, а к России. Лет 15 назад, если не больше, село попросило меня спроектировать памятник павшим за Родину. Из 200 человек, которые ушли из Прислонихи на фронт, вернулись человек 30. И как ни встретишь солдат бывших - ты бы хоть ради нас вычертил. Сделал. Приступили к работам - пошла самодельщина. Вместо бронзовых цифр, мраморных табличек - цемент. Бронзовые цифры, правда, были отлиты, но их почему-то увезли в Ульяновск представители реставрационных мастерских. Теперь памятник павшим стоит в жалком, полусделанном виде - я не могу признать его своей работой. А ветераны почти все умерли - осталось два-три человека. Но каждый День Победы жалкая сцена разыгрывается возле монумента говорятся ненужные, фальшивые слова, а вот исполнить проект достойно памяти фронтовиков так и не смогли.

- Николай Аркадьевич, а пол в мастерской всегда такой наклонный был?

Да что вы - фундамент просел, лаги погнили: мне самому все это исправить не под силу. Хотя, по документам, здесь с 1993 года - музей-усадьба, памятник российского значения, охраняется государством. Из этой мастерской вышло все, чем славен Пластов, все, что висит в музеях. Сколько передумано здесь было, сколько сочинено! Вот эту деревянную лошадку отец смастерил для моего сына Коли, он тоже художник. У лошадки, обратите внимание, хвост настоящий - отец специально с Колей ходил на конеферму - у лошади позволили отрезать «локон», так сказать. Да все эти предметы были для него живые. Я не ставлю, конечно, знак равенства, но во Флоренции, в абсолютно пустом доме Микеланджело экспонируется якобы его уцелевший во времени башмак и терракотовый эскизик. С великим почтением это подано, водятся экскурсии. А у Пластова скоро будут показывать фундамент, на котором стоял дом.

- Но хоть кем-то дом охраняется?

Кем - мной. Семьей.

- Что ж - выходит, следующие поколения и башмака пластовского не увидят?

Пока жив, что-нибудь сохраню.

Рано или поздно Россия вспомнит о Пластове. Отец займет свое место и здесь, и в мировом искусстве по целому ряду открытий, которых до него не было и быть не могло. Это ведь только ему, изволите видеть, взбрело в голову 60 лет быть здесь ежегодно. Хоть на крыше вагона, но сюда - делить со своими героями способ существования, знать их изнутра. Это такой способ жизни, который не повторялся. Когда будет повтор, какой принесет результат - неизвестно. Работы отца - это исторический памятник ушедшей России. Когда Россия пожелает на себя оглянуться, она должна будет вглядываться в Пластова, чтобы понять самое себя.

Людмила Дуванова

Олимпиадные задания по русскому языку

10 класс

Дорогой участник олимпиады!

Желаем тебе успеха!

1-Блок

1. Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

Критерии - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.


Всего - 2 балла

3.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть

3) Елма же вода плавааше

Всего 9 баллов.

5.Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 2 балл.

Всего 4 баллов.

6.В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Всего 2 балла

2-Блок

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

Критерии и ответы

2.(2балла.)

3. (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

За каждый пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Критерии – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Блок -3

Творческое задание

Обратите внимание! При оценивании будет учитываться умение участника создавать письменное высказывание:

1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

2. Композиционная стройность и выразительность речи.

3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Примечание:

Всего –25 баллов

Просмотр содержимого документа
«ответы 10 класс русский язык»

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку

школьного этапа всероссийской олимпиады школьников -2017/ 2018 учебного года

10 класс

Максимальный балл -100 баллов

Ответы

Блок-1

1.Определите и укажите под соответствующим номером, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях.

Образец записи: А5 Б4 В3

А. [б]: Победу в словесной битве Борису принесла богатая фантазия.

Б. [ш]: Всем ты, молодец, хорош: и лицом пригож, и весело поешь.

В. [л]: Ласковое море лениво укачивало на волнах лодочку, в которой люди уже задремали под теплым солнцем.

Ответ - А2 Б3 В5 - по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 6 баллов

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Ответ: В двух словах пишется Е: опека, афера.

Всего - 2 балла

3. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

Ответ: 1) Все мы в плену , мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет . Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет . 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего – 3 балла

4.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.) 1) Въниде (Ной) въ ковчегь... и плава ковчегъ 40 дьни.

2) Яко же бо плаваеть птица сквозѣ вздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.

3) Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгла надъ водами стояаше.

Критерии: за каждый правильный ответ – 3 балла

Ответ: 1) Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).

2) Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).

3) Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего - 9 баллов.

5. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени.

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Приведите примеры его использования.

Критерии:

1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

Ответы 1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий прошедшего времени.

2. Примеры: ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр. прилагательное).

Критерии: 1. За верно восстановленное правило – 4 балла.

2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

Всего 5 баллов.

6. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Магда Пари.

Ответ: Парадигма.

Всего 2 балла

итого

27баллов

2-БЛОК

1. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы

1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл). 2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл). 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (1 балл).

Всего 4 балла.

2. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

Ответы

имя прилагательное: Его поведение опасно.

опасно наречие: Самолёты опасно сблизились.

имя прилагательное: Время над подвигами не властно.

властно наречие: Он властно отдавал распоряжения.

имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.

вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл

(здесь всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

3. Выберете нужную форму глагола, стоящего в скобках.

Образец записи: 1б2б3б

1) Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (а. машет – б. махает) платком ему вслед.

2) На этой фабрике лен только (а. трепают – б. треплют), а на дальнейшую обработку его отправляют в Смоленск.

3) На поляне лошадь (а. щиплет – б. щипает) траву.

4) Лежа на диване, кот Борис (а. мурлыкает – б. мурлычет) и щурится.

5) Как только я (а. выздоровлю – б. выздоровею), я продолжу тренировки.

6) Сказав правду, я ему сразу (а. опротивлю – б. опротивею), и прощай моя карьера!

7) Наша кошка опять (а. мяукает – б. мяучет).

8) Туристы не стали дожидаться, пока совсем (а. обессилеют – б. обессилят) и прилегли отдохнуть.

Ответ. 1а 2б 3а 4б 5б 6б 7а 8а – по 2 балла за каждый верный ответ

Всего – 16 баллов

4. Определите тип односоставного предложения в составе сложного:

А – назывное, Б – определенно - личное, В – неопределенно-личное, Г – безличное.

Образец записи: 1В2Б

1) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

2) Луна только еще всходила, и в темноте трудно было разобраться.

3) И ночь, и стонут волки за деревьями.

4) Говори, или я сегодня же все расскажу им сам.

5) Ну, например, Нью-йоркский марафон, к которому так или иначе имели отношение два миллиона человек.

6) Однажды мы получили счет на книгу, которую не заказывали и не получали.

7) Когда едешь по Нью-Йорку на машине, никогда толком не знаешь, находишься ли в Манхэттене, Бронксе или уже в каком-нибудь Коннектикуте.

8) К назначенному часу удалось узнать, что грузчики задержались на объекте.

Ответ:1В 2Г 3А 4Б 5А 6В 7Б 8Г– по 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 8 баллов

5.Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Всего – 4 балла

Ответ.

Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…

Всего – 4 балла

итого

Блок-3

Творческое задание

    Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну. Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства? Определите основную мысль отрывка, коммуникативную цель автора письма, выпишите тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), определите их изобразительно-выразительную роль в тексте, на основе чего составьте письменное высказывание.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Максимальный балл –25 баллов

При оценивании учитывается:

3.1.Понимание текста, последовательное и адекватное раскрытие его, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-5-7-10

3.2. Композиционная стройность и выразительность речи.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3.3.Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок)

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

Примечание: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста(в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Татьяна Пластова

СОБЫТИЕ. ГОД РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Номер журнала:

Выставка работ А.А. Пластова «Читая Толстого...» впервые представляет практически все известные обращения художника к творчеству и образу великого писателя, находящиеся в собраниях Государственного музея Л.Н. Толстого, Государственной Третьяковской галереи, принадлежащие семье художника.

Пластов читал Толстого всю жизнь, считая его несравненным художником и великим учителем. Строю души, мироощущению художника были близки вольная стихия «Казаков», пронзительность повести «Поликушка», стилистическая свежесть «Утра помещика», философия истории и «мысль народная» «Войны и мира», подлинность «Азбуки» и рассказов для народа, психологическое и художественное совершенство «Холстомера». Удивительно, но у потомка священников и иконописцев, бывшего семинариста Аркадия Пластова не вызывала отторжения религиозная философия Толстого.

«Лимонно-желтая азбука Л. Толстого как будто только час назад раскрыла передо мной чудо звучащих и говорящих закорючек. Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка», Жилин и Костылин Толстого, его мелкие рассказы, кольцовское «Что ты спишь, мужичок» - эти вещи были первые из литературных иллюстраций, что я пытался изобразить беспомощным карандашом» 1 , - вспоминал художник в автобиографии. В библиотеке отца Пластова - Александра Григорьевича, псаломщика сельской церкви и «большого любителя чтения», - были «Русские книги для чтения» Толстого, которые издавались при жизни писателя огромными по тем временам тиражами. «Мы все увлекались Белинским, Герценом, Добролюбовым, Гл. Успенским, Толстым. Нам в этом не мешали» 2 , - вспоминал Пластов о времени, проведенном в симбирской семинарии. Во времена его юности Толстой был поистине властителем дум, мыслителем и художником, формировавшим общественное сознание нации, привлекавшим к себе лучшие умы человечества. «Вот умрет Толстой и все к черту пойдет», - говорил Чехов. «Литература?» - спрашивал И.А. Бунин - «И литература» 3 .

Волею судьбы Аркадий Пластов воплотил мечту русской литературы XIX века о художнике, живущем одной жизнью со своим народом. В двадцатые годы он становится художником и хлебопашцем, но и потом, спустя десятилетия, получив звания и премии, не утрачивает этой «благородной», по слову Некрасова, привычки к простому труду.

Словно продолжая дело Толстого, он становится в годы революции защитником и ходатаем прислонишенских крестьян.

В 20-е годы, наглядевшись ужасов гражданской войны, бунтов притесняемого крестьянства и их жестокого подавления, Пластов задумывает полотно о пугачевском восстании. Картины «русского бунта, бессмысленного и беспощадного» воплощались в эскизы и композиции на протяжении всей его жизни. Именно для этого замысла он пишет в 1930-1950-е годы серию своих знаменитых портретов мужиков.

Толстовским подходом к изображению народа, толстовским ощущением бытия проникнуты многие работы художника, такие как «Купание коней», «Жатва», «Сенокос», «Слепые», «Смерть дерева». «..Умер тот самый старик, что фигурирует в картине "Смерть дерева", - писал художник, - был он мне большой друг... Ушел настоящий образчик настоящего русского мужика... один из тех, кто уже никогда не появится на святой Руси, богатырь телом и младенец душой, безропотный работник до последнего вздоха, на все руки мастер, да какой еще, настоящий крестьянин во всем очаровании крестьянства, если кто еще понимает что-нибудь в этом деле или когда-нибудь задумывался, что такое был когда-то мужик» 4 . Вслед за Л.Н. Толстым, его великой эпопеей, Пластов показал Великую Отечественную войну как народную трагедию, народную войну и народную победу.

Художник обращается к текстам Толстого как иллюстратор в начале 50-х годов, когда его творческая зрелость достигает расцвета, когда уже написаны многие его картины. Вместе с тем послевоенное десятилетие - сложный и драматичный период в истории отечественного искусства, время удушающей реакции, гибельной несвободы. Именно тогда Пластов обращается к русской литературе. С 1946 по 1956 год он делает серии иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. «Я через Чехова пытаюсь закрепить на бумаге без всякого вольного или невольного приспособленчества, открыто, по душам, как говорится, по совести, не лукавя, все то, что я видел, знал и любил с детства и вижу, знаю и люблю до сего времени. Для меня Чехов обаятелен и неисчерпаем, как сама жизнь, и я не в силах был противиться потребности воочию показать по мере сил своих ту абсолютную правду жизни, ту необыкновенную святую силу искренности, с какой Чехов искал эту правду всю жизнь, и в чем он так сходен с Пушкиным и Толстым» 5 .

В это же время образ самого Л.Н. Толстого впервые возникает в творчестве мастера. В 19531954 годах художник делает большую гуашь «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами». Наполненный влажным воздухом ранней весны пейзаж, зеленеющие озими, черная разъезженная дорога... Толстой верхом на вороном коне встречает слепцов с мальчиком-поводырем... Придержав коня, он остановился и пристально смотрит на них. А они идут мимо, не видя ни его, ни этого светлого жемчужного дня...

Для Пластова, одаренного особым видением мира, не представлявшего себя вне этого мира красок, цвета, форм, слепота была непостижимой, почти потусторонней сущностью. (Он обратится к этой теме в картине «Слепые», где символической антитезой слепоты служит сидящий на столбе сокол - эталон зоркости.) Но, конечно же, и в этой картине, как и в работе «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами», присутствует и другой, метафорический смысл, идущий от «Притчи о слепых» П. Брейгеля Старшего (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь): «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Смысл картины Пластова - всевидящий Толстой и идущие мимо него слепцы, так и не познавшие истинного смысла бытия.

В повести «Казаки» художника привлекали прежде всего стихия народной жизни, самобытность национального характера. К повести сделаны три иллюстрации - «Дядя Ерошка», «Оленин и Марьяна», «Марьяна». Иллюстрация «Дядя Ерошка» построена по законам живописного портрета. В темно-красном бешмете с газырями, с белой окладистой бородой, с тесаком за поясом, со стаканом вина в крепкой руке, он взят в момент оживленного разговора. Видно, что художник с радостью нашел этот образ, такой близкий героям его собственных картин. «Марьяна» - тоже портрет. Черноволосая девушка в розовой рубахе дана во весь рост. Этот женский тип также очень близок художнику, встречается во многих его вещах. «Марьяна, - пишет Толстой, - напротив, отнюдь не хорошенькая, но красавица. Черты ее лица могли показаться слишком мужественными, почти грубыми, ежели бы не этот большой стройный рост и могучая грудь и плечи, и, главное, - ежели бы не это строгое и, вместе с тем, нежное выражение длинных черных глаз, окруженных темною тенью под черными бровями, и ласковое выражение рта и улыбки...». Встреча Оленина с Марьяной в залитом солнцем винограднике, одно из поэтичнейших мест повести, - сюжет третьей пластовской иллюстрации.

Повесть «Холстомер» - толстовская «история лошади» - не могла оставить Пластова, крестьянина и художника, равнодушным. Для крестьянина лошадь испокон веков была частью бытия, кормилицей, труженицей, олицетворением богатства и счастья. «Наше село, - писал художник в автобиографии, - лежит на большом московском тракте, и, сколько себя помню, мимо нашего дома тянулись бесконечные обозы, мчались пары и тройки лошадей с ямщиками-песенниками. Кони были сытые, всяких мастей, гривастые, в нарядной сбруе с медным набором, с кистями, телеги и сани со всякими точеными и резными балясинами, дуги расписные, как у Сурикова в «Боярыне Морозовой». С тех пор запах дегтя, конское ржание, скрип телег, бородатые мужики приводят меня в некое сладостное оцепенение» 6 . Праздники Фрола и Лавра, освящение лошадей, бега, купание, ночное - все эти впечатления воплощались во множество рисунков, этюдов, композиций, а затем в картины - «Купание коней», «Ночное», «Праздник»...

Искусство всех времен и народов обращалось к образу коня как символу гармонии, красоты, победы - это и ассирийские рельефы, античные квадриги, конные статуи Андреа Вероккио и Донателло, бесконечно восхищавший Пластова Марк Аврелий в Капитолийском музее, наконец, «Медный всадник» М. Фальконе и возникшая вслед за ним пушкинская метафора поднятой на дыбы России...

Работа над листами иллюстраций к повести «Холстомер» началась в январе 1953 года и продолжалась (видимо, с перерывами) больше года.

В это же время Пластов задумывает одну из самых красивых своих картин - «Праздник» («Бега», 1954-1967) и сразу начинает работу над ней. Иллюстрация «Холстомер обгоняет Лебедя» - почти точный фрагмент этой картины.

Пластическая выразительность, точность рисунка в передаче лошади в движении (сохранились десятки альбомов натурных зарисовок) позволили создать образы, достойные гениального толстовского текста. Пластову был близок высокий философский смысл толстовской повести. Как и во всех своих вещах, Толстой здесь удивительно много гранен, выразителен и требователен. «...Я никак не мог понять, что такое означало, что меня называют собственностью человека. Слова: моя лошадь, относимые ко мне, живой лошади, казались мне так же странны, как слова: моя земля, мой воздух, моя вода... И тот, кто про наибольшее число вещей по этой условленной между ними игре говорит мое, тот считается у них счастливейшим. И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими».

«Холстомер» - это гимн лошади, гимн жизни. В иллюстрациях «гадкая и величественная» старость лошади прекрасна. Ведь по законам того живописного языка, на котором говорит Пластов, она гармонично вписана в окружающий мир. К финалу повести - смерти Холстомера мастер делает поэтичную картину «Волчиха с волчатами». Травы, цветы, словно бы перенесенные сюда из его «Сенокоса», мощные, выразительно написанные стволы деревьев - это спокойное торжество природы, независимый от человека и неподвластный ему мир. Пластов заканчивает свою сюиту к повести «Холстомер» просветленно и гармонично. Толстой - беспощадно и жестко: «Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились...».

Поздний Толстой поражал Пластова абсолютной стилистической ясностью, точностью языка, спокойной мудростью. Иллюстрируя толстовские шедевры: «Лозина», «Кавказский пленник», «Много ли человеку земли нужно», он, несомненно, отдавал дань восхищения не только Толстому-художнику, но и тому пути жизни (жизни честной, осмысленной, с совестью, с Богом), которому призывал он следовать. К крошечному, чуть больше страницы толстовскому рассказу «Лозина» Пластов делает три иллюстрации: «Пчелиный рой», «Жнецы под лозиной», «Смерть лозины». В маленьком рассказе художник увидел историю дерева, почувствовал особое течение времени: «Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла... И старший сын перестал хозяйничать и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле». Эта тема жизни и смерти дерева отзовется в известной пластовской картине «Смерть дерева» (1962), написанной в русле этих толстовских размышлений.

Вопрос о земле - один из самых главных русских вопросов и во времена Толстого, и во времена Пластова. Но рассказ-притча «Много ли человеку земли нужно» переводит этот вопрос в вечный, философский контекст. Великий писатель дает однозначный и ясный, как приговор, ответ: «Три аршина».

Для Пластова, как и для Толстого, была невероятно трагична слепота людская к истинному смыслу бытия, пренебрежение ценностями, дарованными человеку Богом, в угоду, как писал Пластов, «прилежности к суете мира сего».

К финалу рассказа художник делает две иллюстрации - «Пахом подбегает к Шихану» и «Смерть Пахома», которые сам комментирует в одном из писем к жене: «Первая - это Пахом в великом изнеможении, закрыв глаза, откинув голову, почти умирая, задыхаясь бежит на зрителя. Левой рукой судорожно забирая рубаху на груди, он бежит вечереющей степью среди трав и цветов, и за ним, за багровой далью садится огненный шар солнца, касаясь пламенеющего горизонта. Небо залито солнцем и киноварью пышного и торжественного заката. Впечатление, нужно сказать, есть и как-то даже потрясает, особенно, если знаешь, что еще минута, и этот человек умрет, и ни во что вменится ему прилежность к суете мира сего.

Вторая - финал. Первый план в редких травах, узкая полоса. Слева на зрителя лежит, уткнувшись в траву головой, выбросив руки вперед, Пахом. Он уснул навек, этот беспокойный, век несытый человек. Справа работник копает землю. Голубоватая тень стягивается к горизонту. Цепочка всадников. Это киргизы едут в свои кибитки. А над всей этой сценой встает величавое янтарное небо с клубящимися взлохмаченными громадами серо-синих туч с багровыми днищами над алой полосой вдоль горизонта. ... На эту акварель нельзя смотреть без глубокого волнения. Даже не зная текста, попадая под воздействие декоративных эффектов, то уже проникаешься какой-то мрачной и величественной экспрессией замысла» 7 .

Оригинальный толстовский текст гораздо более сдержан и условен в описаниях природы. В нем нет ни степи, ни цветов, ни полыхающих небес. Есть солнце «большое, красное, кровяное», тревожное и пугающее своим скорым заходом.

У Пластова - другая задача. «Надо, - считал мастер, - чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, - на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись» 8 .

Увы, люди редко внемлют предупреждениям и пророчествам.

«Интересно только одно, - писал Пластов после того, как иллюстрации к толстовской повести были выставлены в ноябре 1952 года в залах Академии художеств, - что столь популярная, поистине народная вещь, как это произведение Толстого - "Много ли человеку земли нужно" - некоторым, видимо, неизвестна, или в лучшем случае, звучит глухо, не так, конечно, как рассчитывал великий Лев. Да и я, ваш покорный слуга. Но кто знает эту потрясающую повесть, тот останется очарован и моей скромной попыткой зримо показать заключительный момент этой великолепной драмы» 9 .

Читая Толстого, следуя его высоким духовным заветам, Пластов запечатлел в своем творчестве последний портрет русского крестьянства, исторический архетип класса, уничтоженного в двадцатом веке, сохранил в искусстве исчезающие образы русской жизни.

1 . Пластов А.А. Автобиография. //Архив семьи Пластовых, Москва.
2 . Там же.
3 . А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986. С. 490.
4 . Черновик письма Н.И. Соколовой от 18.01.1963. //Архив семьи Пластовых, Москва.
5 . Черновик письма Н.И. Соколовой. 1950-е годы. // Там же.
6 . Пластов А.А. Автобиография. // Архив семьи Пластовых, Москва.
7 . Письмо А.А. Пластова Н.А. Пластовой от 10.11.1952. // Там же.
8 . Пластов А.А. Каталог произведений. Ленинград. // Там же. 1977. С. 21.
9 . Письмо А.А. Пластова Н.А. Пластовой от 22.11.1952. // Архив семьи Пластовых, Москва.

© 2024 splav38.ru -- Новости. Советы. Обзоры. Программы. Безопасность